Шунгит или древесный уголь?
Из всех художественных цветов черный, возможно, имеет самую долгую историю. Древесный уголь, сажа и обугленные кости животных использовались в самых ранних доисторических наскальных рисунках. Сегодня художникам доступен целый ряд черных пигментов.
Наиболее используемые из них - это шунгит и древесный уголь.

Шунгит
Многие другие краски черного цвета обладают негативными для живописи характеристиками: например, самый известный краситель чёрного цвета, сажа газовая, представляет собой атомарный углерод и со временем способна зачернить картину, проникая прямо сквозь прочие красочные слои. А применявшиеся классиками живописи альтернативы газовой сажи не лишены собственных недостатков: в частности, Айвазовский использовал пигмент на основе асфальта, который окончательно не полимеризовался и так и остался мягким до нашего времени; варианты же классических замен на основе жжёной кости не полностью чёрные.
Шунгит лишён всех этих недостатков и является рекомендуемой современной заменой.

Древесный уголь
Так же является стойким пигментом, хорошо работающим в яичной темпере. В отличие от шунгита, уголь даёт более прозрачные слои.
О природе красной, называемой, киноварью
Всегда покупай киноварь целой (т.е. кусками), а не толчёной или стёртой, потому что она часто фальсифицируется суриком и толчёным кирпичом. Осмотри весь кусок киновари: та, у которой на поверхности больше нежных жилок, - лучшая. Затем
положи её под указанный выше камень и три её с чистой водой, сколько можешь. Так, если бы ты её тёр ежедневно в течение 20 лет, она всё время становилась бы лучше и совершеннее. Эта краска требует различных темпер, в зависимости от
того, где тебе нужно работать, о чём мы скажем дальше, и чему я научу тебя в
своём месте. Имей в виду, что она по природе не выносит воздуха и лучше сохраняется на доске, чем на стене. При работе же на стене она с течением
времени на воздухе становится чёрной